Пестовальная гимнастика для малышей

18 декабря 2012 Пестовальная гимнастика для малышей

Прикоснуться к малышу, приласкать, поиграть, ласково потормошить свое чудо, спеть песенку - раньше все это называли «пестовать». Для этого издревле использовались специальные «потешки» - веселые стишки с ритмичным движением, смешным звуком или стихотворной строчкой с именем ребенка.

Тепло маминых рук

Каждая мама по-своему умеет рассказать малышу о своей любви и нежности - объятиями, добрыми словами, колыбельными песнями. Но есть и другой язык общения с младенцем - язык поглаживаний, ласковых движений, простого массажа. Эти прикосновения не похожи на комплекс специальных упражнений, скорее, они напоминают игру, потешающую ребенка. Такое телесное общение лучше сопровождать короткими стишками - пестушками и потешками.

Главное - настроение

У вас хорошее настроение, вы хотите своей радостью поделиться с малышом, передать ему свои эмоции? Начните поглаживать ручки, ножки ребенка. Если в ответ малыш радостно тянется к вам, значит, он расположен к игре - приступайте к игровому занятию. Кстати, «телесный разговор» всегда старайтесь проводить мягкими, ласковыми руками; тепло и нежность маминых рук ребенок помнит очень долго. Лучше начать с чего-нибудь душевного и бодрого:

Стенка, стенка, потолок, (трогаем одну щечку, вторую, лобик)
Две ступеньки и звонок. Дзинь! (касаемся губок, нажимаем «кнопку» носика)
Два пожарника бежали,
(растираем кулачками щечки малыша)
Эту кнопочку нажали.
Дзинь-дзинь-дзинь! (дотрагиваемся до носика)

Развеселив малыша и, таким образом, настроив его на веселое общение, можно приступать к более активным упражнениям. Для этого не обязательно знать специальные приемы - просто поглаживайте его, очерчивая контуры тела. Предлагаю начать со всем известных «Потягушечек». Этой игрой хорошо открывать каждое новое утро - она дает заряд бодрости на весь день:

Потягушечки-порастушечки,
От носочков и до макушечки.
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!

Далее продолжайте как бы разворачивать проснувшегося малыша, разминая его тельце, ручки и ножки:

Потягушеньки-порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
В ножки - ходунюшки,
В ручки - хватунюшки,
В роток - говорок,
А в головку - разумок!

Этой простой пестушкой задается и движение, и ритм, и настроение младенца. После «Потягушечек» настает черед поглаживаний:

Папа-еж, папа-еж,
Ты нам спинку не потрешь?(поглаживаем малыша по спинке ладонями от попки до плечиков)
Родненьким - роднышок,
Стройненьким - стройнишок,
Хорошеньким - хорошок,
А пригоженьким - пригожок! (берем за ручки и, поглаживая, как бы вытягиваем по всему телу)
И здесь все хорошо!

Чем больше вы прикасаетесь к малышу, тем отчетливее он осознает собственное тело и быстрее учится координировать свои движения. Во время веселой игры постарайтесь как бы «увидеть» всего малыша - провести руками по всем частям тела ребенка, заглянуть в каждую складочку, рассмотреть каждую родинку. Вы как бы говорите ножке, коленке, плечику, ручке: «И ты нужна, и здесь все хорошо».

Куй-куй, ковалек,
Подкуй сапожок.
На маленьку ножку
Золоту подковку (тыльной стороной ладони постукиваем по пяточкам малыша)
Густой лес - чисто поле, (показываем и трогаем волосы, лобик)
Два окна (глазки)
И две тополи (ручки),
Две подушки (щечки),
Римбабуля (полборолок),
Лепетуля (ротик),
Плюшка (носик).

Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки:(круговой массаж пяточки)
Мишке толстопятому, (нажимаем на большой пальчик ноги)
Заиньке усатому, (на второй пальчик)
Лисичке-сестричке, (на третий пальчик)
Воробью, (на четвертый пальчик)
Синичке! (на мизинчик)
Кому - в роток,
Кому - в зобок, (проводим по межпальцевым промежуткам)
Кому - в лапочку! (проводим по подьему ноги)

Ручки, ножки и животик

А вот еще одна старинная забава, которая очень нравится малышам и способствует развитию и укреплению мышц живота. Основной принцип ее построения - массирование животика с помощью прижимания ручек и ножек. В первые три месяца такие занятия очень важны, так как работа желудочно-кишечного тракта только налаживается, и ребенка могут беспокоить проблемы опорожнения кишечника. Во время игры, мягко и плавно мы начинаем проминать животик и помогаем малышу изавиться от назойливых «газиков». Особенно хорошо проводить упражнения после ванны, когда ребенок распаренный и расслабленный. С резкими движениями к такому малышу не подойдешь.

Почему ребенку полезны такие занятия:

  • укрепляется костно-мышечная система;
  • улучшается обмен веществ;
  • усиливается легочная вентиляция, то есть насыщение крови кислородом;
  • улучшается теплорегуляция.

Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай. (соединяем коленку с противоположным локоточком)
Это мамин холст,
Это папин холст, (теперь выпрямляем ногу и руку в противоположные стороны)
А вот этот холст - Андрюшечке!
Моему сыночку-душечке! (называете имя вашего ребенка)
Толкачики, толкачики, (попеременно прижимаем ножки к животику)
Рогачики, рогачики, (разводим коленочки в стороны)
Перевертышки, перевертышки. (прямыми ногами пытаемся коснуться лба)

И еще одна всем известная детская пестушка с упражнением. Обычно малыши ее очень любят и всегда с удовольствием выполняют.

Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок! (попеременно прижимаем ножки к животику)
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок! (одновременно прижимаем две ножки к животику)

Игра на ладошке

Для младенца очень важны игры с участием ладошек, пальчиков, ручек. Потому что во многом именно через прикосновения ребенок познает окружающий мир и развивается интеллектуально. Для этого нужно, чтоб детская ладошка не была замкнута, зажата - надо «открыть» ее для разнообразной информации. И лучше не пользоваться одеждой с зашитыми рукавами (распашонками, кофточками), специальными «варежками» -антицарапками - ладошка должна быть открыта с рождения!

Птичка, птичка, вот тебе водичка, (пальцем водим по ладошке)
Вот тебе и крошки на моей ладошке. (ласково пощипываем ладошку)

Сорока-белобока кашу варила,
Кашу варила, деток кормила. (круговые движения по ладошке малыша)
Этому - дала,
Этому - дала,
Этому - дала,
Этому - дала. (точечный массаж нажатием на каждый пальчик)
А этому - не дала:
Он в лес не ходил,
Дрова не рубил,
Воду не носил! (легонько постукиваем по тыльной стороне ладошки)

Здесь вода холодная, (гладим ладошку)
Здесь водица теплая, (гладим ручку до локтя)
Здесь водица горячая, (гладим от локтя до плеча)
А здесь - кипяток-щекоток,
Кипяток-щекоток! (ласково щекочем под мышками)

В ямку - бух

Есть замечательные игры, развивающие в ребенке чувство предвосхищения, что чрезвычайно важно для его психического и эмоционального развития. Вспомним «Козу-дерезу»: мы еще только начинаем играть, буквально первые слова произносим, а глаза малыша уже загораются - он знает, он ждет - сейчас что-то будет! В дальнейшем у ребенка формируются (не без помощи простых, казалось бы, народных игр) важнейшие формы предчувствия - например, интуиция. И каждый раз убеждаешься: насколько незамысловаты и просты народные игры-потешки, и при этом настолько они мудры.

Идет коза рогатая
За малыми ребятами. (перебираем указательным и средним пальцами по ножке малыша)
Забодаю-забодаю-забодаю! (щекочем животик малыша)

По ровному полю, (малыш сидит у нас на коленях, не поднимаем их)
Потом по песочку, (поднимаем и опускаем плавно оба колена)
По кочкам, по кочкам,
По синим лесочкам, (колени поднимаем поочередно, резко)
В ямку - бух! («роняем» малыша, раздвинув коленки)

Баран, баран - бум!
Баран, баран - бум! (приближаем свой лоб к лобику малыша, сталкиваемся лбами)
Кудели, кудели,
Пошли-загудели! (поворачиваем голову в разные стороны, малыш повторяет)

Умейте выбирать свое

Старайтесь охватить игрой всего малыша, окуните его в мир радостных, полезных движений. Можно подбирать свои игры исходя из собственного опыта, настроения и желания. Главное здесь - это радость и положительные эмоции ребенка. И как только вы заметили, что ваш грудничок отвлекается, ему стало интереснее что-то другое, надо сразу прекращать игровые занятия. Ведь хорошее настроение во время гимнастики - это гарантия того, что эти упражнения действительно приносят ему пользу и способствуют развитию.

Основные принципы организации занятий с малышом

  • Занятия не должны проводиться натощак, сразу после еды и непосредственно после ночного сна.
  • Гимнастика должна доставлять радость -с плачущим ребенком заниматься недопустимо!
  • Упражнения для различных групп мышц должны чередоваться (соблюдайте принцип «рассеянной нагрузки»).
  • Перед занятием хорошо проветрите помещение, а лучше откройте форточку или окно (в зависимости от погоды). В летнее время занимайтесь с малышом в утренние или вечерние часы - во избежание перегрева.
  • Не следует использовать одни и те же игры, так как ребенок постоянно развивается, приобретая новые навыки и движения. Поэтому старайтесь постепенно усложнять упражнения.
  • И помните, что гимнастика и массаж не всегда приносят пользу, они противопоказаны при всех острых заболеваниях. В любом случае, перед началом занятий обязательно посоветуйтесь с врачом.

Алена Лебедева

Источник: www.rojdestvo.ru

Скачать файл с текстом статьи в формате .doc

download
  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter